Всезнайка
Что мы не знаем, обезательно узнаем
Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

ВсезнайкаПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующуюСледующая »


воскресенье, 5 февраля 2012 г.
Заповедники России: полуостров Терпения Императрица Всея Руси 10:05:04
­­


­­

В восточной части острова Сахалин в 1988 году был организован небольшой Поронайский заповедник, состоящий из двух территорий, включающих в себя полуостров Терпения и южную часть Восточно-Сахалински­х гор. На фото: полуостров Терпения. Около тысячи лет назад здесь был пролив, южнее которого располагался остров – нынешняя южная часть полуострова Терпения.


Подробнее…
­­

Площадь Поронайского заповедника составляет 56,7 тысяч га. Заповедником охраняются таежные, горные и болотные экосистемы Сахалина и районы массового пролета мигрирующих птиц. На фото: птичье царство.


­­

В охранную зону Поронайского заповедника включено 17 тысяч га акватории Охотского моря. У берегов полуострова Терпения можно встретить различные виды китов (кашалот, касатка) и дельфинов.


­­

Длина полуострова Терпения, входящего в территорию Поронайского заповедника, составляет около 100 км, максимальная ширина - 35 км. Жемчужиной полуострова является птичий базар на мысе Терпения – крупнейший на Сахалине. Это место используется учеными заповедника для наблюдения за жизнью и поведением морских колониальных птиц – кайр, канюг, чаек, крачек.


­­

22% территории Поронайского заповедника покрыто болотами, на заповедной земле протекает 28 рек и находятся 22 озера, а морское побережье протянулось почти на 220 км.


­­

Речки и ручьи Поронайского заповедника небольшие, их длина составляет от 2 до 15 км. Многие речушки заканчиваются водопадами, падающими со скал на береговую полосу полуострова. На фото: водопад в районе мыса Острый.


­­

На территории Поронайского заповедника запрещена охота, рыбная ловля, сбор ракушек и других морских обитателей. На фото: морское беспозвоночное криптохитон.


­­

Горные участки полуострова Терпения покрыты пихтовыми и лиственничными лесами, встречаются на территории Поронайского заповедника и небольшие березовые рощи. На низменных участках заповедника преобладают тундры с обилием ягодных кустарников и полукустарников – жимолости, голубики, черники, брусники и клюквы.


­­

Чаще всего в Поронайском заповеднике встречаются осоки, злаки, розоцветные, орхидные и лилейные виды растений. Охраняемые виды растений, произрастающие на территории заповедника: седлоцвет Сахалинский, остролодочник тодомоширский и башмачок крупноцветный (на фото).


­­

В Поронайском заповеднике обитают бурые медведи, северный олень, соболь, выдра, енотовидная собака, белка, заяц и около 170 видов птиц. Из жителей заповедника в «Красную книгу России» занесены сахалинская кабарга, дикуша, алеутская крачка, мандаринка, скопа, белоплечий орлан (на фото), орлан-белохвост, сапсан.


­­

На территории Поронайского заповедника и в его охранной зоне зафиксировано гнездование 181 вид птиц. На фото: кедровка.


­­

Недалеко от мыса Терпения в Охотском море находится один из уникальнейших в мире памятников природы – маленький островок Тюлений. Его длина 600 метров, ширина - 70, а высота - 18 метров. На фото: нерпы, греющиеся на плоских камнях.


­­

Тюлений остров является одним из трёх в мире лежбищ северного морского котика, летом на нем собирается до 35 тысяч животных. На фото: ларга.


­­

Тюлений остров Поронайского заповедника закрыт для посещения туристами, сам заповедник готов принимать небольшие группы посетителей, предлагая им 2 пешеходных маршрута по заповедной территории. На фото: рябчик камчатский.


Категории: Вокруг света, Заповедники
Прoкoммeнтировaть
В Испании появилась деревня Смурфов Императрица Всея Руси 09:20:41
­­


Прошедшим летом в Испании появилась еще одна достопримечательнос­ть – деревня Смурфов. Расположилась она в провинции Андалусия, на юго-западе от Малаги в небольшом городе Хускар.

Именно в этом городке состоялась премьера популярного полнометражного фильма «Смурфики», вышедшего в прокат этим летом. Несмотря на то, что фильм был снят только в этом году, забавные персонажи Смурфы полюбились и детям, и взрослым уже давно – с тех пор, как бельгийский художник Пьер Кюллифор стал рисовать комиксы про жизнь этих веселых синих существ.

К премьере фильма дома в испанском Хускаре перекрасили в синий цвет, а на улицах появились знакомые всем атрибуты из жизни смурфиков. Так в ресторанах придумали специальное смурфовое меню, сувениры на смурфовую тематику продаются на каждом углу, и даже в отелях сделали специальные смурф-предложения. Многие местные жители поддержали смурф-нашествие и даже стали одеваться, как знаменитые персонажи. К удивлению жителей города, интерес туристов не пропал и после того, как фильм перестали показывать в кинотеатрах. И хотя приезжие гости внесли приличный вклад в экономику города, размеренный уклад тихого Хускара все-таки был нарушен.

По этому поводу власти города решили провести голосование, чтобы решить, стоит ли возвращать их любимому Хускару прежнее обличье или нужно оставить все, как есть. В результате, 76% голосов было отдано за то, чтобы смурфожизнь в городке продолжалась. После этого в Испании появилось еще одно увлекательное место для путешествия.

­­


­­


Категории: Вокруг света
Прoкoммeнтировaть
четверг, 2 февраля 2012 г.
Заповедники России: толстые сурки Императрица Всея Руси 10:46:33
­­


­­

Закончился январь. Сегодня в американском городе Панкссутони (Punxsutawney) разбудят всемирно известного предсказателя прихода весны - сурка Фила. Российские сурки в феврале все еще сладко спят в своих норах. Давайте вспомним, что из себя представляют эти забавные толстые грызуны? На фото: реверс российской серебряной памятной монеты достоинством 2 рубля.


Подробнее…
­­

Сурки - млекопитающие животные, представители отряда грызунов семейства беличьих. Всего на земле известно 15 видов сурков, 2 из них занесены в Красную книгу России и охраняются в заповедниках. На фото: прибайкальский черношапочный сурок.


­­

В Бурятии, у северо-восточного побережья озера Байкал, в старейшем в России Баргузинском государственном природном заповеднике, основанном в 1916 году, обитает черношапочный (камчатский, или восточный) сурок. На фото: черношапочный сурок вылезает из норы.


­­

Черношапочный сурок - забавный грызун, ведущий размеренный образ жизни. Он строит свои норы на склонах холмов и небольших гор. Сложная система подземных коридоров, протяженностью до 150 метров, имеет до 18 выходов на поверхность. На фото: черношапочный сурок на берегу высокогорного озера.


­­

Сурки относятся к животным, впадающим в спячку. Обычно это происходит в конце сентября, когда температура воздуха достигает минус 10 градусов. Вся семья из 20-30 особей собирается в одной подземной камере, зверьки тесно прижимаются друг другу и сладко спят до мая. На фото: черношапочный сурок в Баргузинском государственном природном заповеднике.


­­

Еще один вид сурков, обитающий на территории России и занесенный в Красную книгу, - тарбаган, или монгольский (сибирский) сурок (на фото). Тарбаган - крупный грызун, ростом около 60 см, встречается в степях Забайкалья и Тувы, и, благодаря своему красивому меху, давно стал объектом промысловой охоты народов Монголии и Южной Сибири.


­­

Тарбаган является носителем возбудителя чумы и был истреблен в ряде районов России, как разносчик заразы. В настоящее время популяция монгольского сурка успешно обитает в Даурском государственном природном заповеднике в Юго-Восточном Забайкалье. До мая сурки будут спокойно спать в своих норах, не подозревая о том, что их способность увидеть свою тень в морозный февральский день может предсказать скорое наступление весны. На фото: тарбаган на полуострове Камчатка.


­­


Категории: Вокруг света, Заповедники
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 30 января 2012 г.
Императрица Всея Руси 08:20:22
Запись только для зарегистрированных пользователей.
У берегов Антарктиды на дне океана найден затерянный мир Императрица Всея Руси 06:46:55
­­


­­Ученые нашли на дне Атлантического океана у берегов Антарктиды затерянный мир: сообщества животных, которые разительно отличаются от всех изученных видов. Они похожи скорее на пришельцев с другой планеты, чем на земные организмы.

Необычные морские обитатели нашли приют на большой глубине у источников горячей воды. Среди загадочных обитателей волосатые крабы, которые выращивают на собственных лапках и груди целые колонии бактерий, служащих им пищей. Другого провианта здесь просто не найти.

Крабами же питаются морские звезды с семью конечностями. Находка вызывает интерес у ученых еще и потому, что ранее не были изучены обитатели теплых источников.

Категории: Вокруг света, Находки
комментировать 3 комментария | Прoкoммeнтировaть
пятница, 27 января 2012 г.
Археологи раскопали захоронение певицы Древнего Египта Императрица Всея Руси 09:59:52
­­


­­Археологи университета Базеля (Universitt Basel) во время беспорядков, происходивших в Египте в начале 2011 года, наткнулись на могилу, расположенную в Долине Царей. Чтобы избежать мародёрства, находку сохранили в тайне, а само захоронение прикрыли массивной железной плитой.

На прошлой неделе учёные вернулись к месту находки и вскрыли могилу. Внутри был обнаружен 190-сантиметровый саркофаг с мумифицированным телом. Учёные перевели иероглифы на найденной рядом деревянной табличке и выяснили, что перед ними женщина по имени Нехмес Бастет (Ni Hms или Nekhmet Bastet), которая была певицей при храме Карнака более 3000 лет назад (во времена XXII династии Египта).

Как сообщил агентству AFP министр по делам древностей Египта Мохаммед Ибрагим (Mohammed Ibrahim), женщина была дочерью священника, служившего богу Солнца - Амону.

"Это открытие очень важно, так как показывает нам, что в Долине Царей хоронили не только особ королевской крови, но и обычных людей, а также священников XXII династии", - добавил министр.

Нынешняя могила (обозначенная кодом KV64) уникальна ещё и тем, что предыдущее захоронение с мумиями в этих местах находили в далёком 1922 году (то была гробница Тутанхамона, обозначенная KV62).

В 2006 году также было найдено захоронение KV63, в котором учёные обнаружили семь деревянных гробов, но ни в одном из них археологи не обнаружили мумии, лишь материалы для мумификации. Вероятно, место использовалось как запасное для будущих погребений.

Археолог Элина Полен-Грот (Elina Paulin-Grothe), участвовавшая во вскрытии захоронения, заявила, что изначально могилу построили не для певицы. Но через 400 лет после создания (захоронения другого человека) туда по каким-то причинам поместили саркофаг с телом этой женщины.

Категории: Вокруг света, Находки
Прoкoммeнтировaть
четверг, 26 января 2012 г.
Ученые откопали в Южной Африке самое древнее гнездо динозавров Императрица Всея Руси 09:52:58
­­


­­

МОСКВА, 24 янв - РИА Новости. Палеонтологи обнаружили место гнездования одного из видов ранних динозавров, населявших территорию Южной Африки в самом начале Юрского периода (примерно 190 миллионов лет назад), что делает эту кладку на 100 миллионов лет старше самых древних из ранее обнаруженных "детсадов" динозавров, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Роберта Райша (Robert Reisz) из университета Торонто в городе Миссисага (Канада) обнаружила десять гнезд предков гигантских травоядных динозавров - прозауроподов из рода массоспондилов (Massospondylus) в национальном парке "Плоскогорье Золотые Ворота" в центральной части ЮАР, неподалеку от границы с королевством Лесото.

Эта местность хорошо известна среди геологов и палеонтологов своими пластами пород Триасового и Юрского периодов - эпох зарождения динозавров и их становления в качестве доминирующих пресмыкающихся мезозойской эры. В 1977 году здесь были обнаружены семь отдельных яиц массопондилов, возраст которых приближается к 200 миллионам лет. На сегодня они остаются древнейшими окаменелыми останками эмбрионов динозавров.

Райш и его коллеги обнаружили "детсад" массоспондилов благодаря тому, что ветер, вода и другие природные стихии частично разрушили пласты горных пород и обнажили одну из кладок яиц в окрестностях дороги, которая была прорублена через склон одной из гор. В результате длительных раскопок ученые извлекли десять гнезд, а также следы матерей и их детенышей на разных этапах развития.

"Яйца, эмбрионы и гнездовья были извлечены из пласта пород в районе практически вертикального дорожного среза длиной всего в 25 метров. И даже при этих условиях мы смогли найти десять гнезд, что указывает на то, что скала содержит гораздо больше кладок, к которым пока нет доступа из-за миллионов тонн породы. Мы предсказываем, что природная эрозия постепенно раскроет еще большее число гнезд в будущем", - пояснил Райш.

Как отмечают исследователи, каждая такая кладка содержала около 30-35 яиц, разложенных в виде аккуратных и тесных кучек. Близкое расположение гнезд и их большое количество говорят о том, что массопондилы постоянно возвращались в эту местность для продолжения рода.

По всей видимости, потомство и матери достаточно долго оставались на месте гнездовья после рождения - об этом свидетельствуют следы детенышей различных размеров в пластах породы, из которых палеонтологи извлекли останки эмбрионов. И это подтверждает, что многие поведенческие стратегии более поздних эпох зародились еще на заре эпохи доминирования динозавров.

Категории: Вокруг света, Находки
комментировать 5 комментариев | Прoкoммeнтировaть
вторник, 24 января 2012 г.
Чешский замок отметил Медвежье Рождество Императрица Всея Руси 10:54:20
­­


В южной части Чехии на реке Влтава стоит старинный город Чески-Крумлов с богатой историей и великолепными природными пейзажами. Это по-настоящему сказочный город-достопримечат­ельность со старинным замком, узкими улочками и особой неповторимой архитектурой. Замок Крумлова – второй по величине во всей Чехии после Пражского града, располагается на 10 гектарах земли. Почти все его здания были построены с XIV по XVII века. За время своего существования замок несколько раз перестраивали, привнося в его облик черты Ренессанса и Барокко. Именно в этом замке регулярно, начиная с 1988 года, проводят так называемое Медвежье Рождество. Связана эта традиция с тем, что в замковом рве, который отделяет первое и второе подворья замка, уже целых 400 лет содержат медведей. По легенде, эти крупные мохнатые звери охраняют замок от врагов.

Сейчас там проживают трое пушистых «охранников»: Вок, Мария Терезия и Катаржина. 24 декабря каждого года, в канун Рождества, они неизменно получают в подарок, развешенные на специальных елях лакомства. Конечно, этот праздник устраивают не только для медведей, но и для всех гостей города. С 10 утра в замке начинается праздник: гостей угощают вкуснейшим ароматным чаем с медом и развлекают живой музыкой. А для детишек обычно готовят 20 сундуков, в которых можно найти сладости, игрушки и многие другие сюрпризы. Но большинство приезжих, конечно, собираются в замке, чтобы понаблюдать за мишками-сластенами,­ объедающими свои подарки с елок.

­­


­­


Категории: Вокруг света
комментировать 1 комментарий | Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 22 января 2012 г.
Праздник Весны, или китайский Новый год Императрица Всея Руси 15:48:37
­­


­­

В Китае полным ходом идет подготовка к празднику Весны, или Китайскому Новому году. Считается, что в этот день происходит пробуждение природы. На протяжении более двух тысяч лет дата празднования приходится на самые разные числа, в этом году встреча Нового года состоится 23 января. Главными символами праздника станут дракон, вода и черный цвет.


Подробнее…
­­

На фото: дракон – главный символ 2012 года.


­­

Ночь накануне Нового года, когда вся семья собирается за праздничным столом, называют «ночью встречи после разлуки». Праздничный ужин отличается обилием разнообразных блюд. Ни один стол не обходится без куриного мяса и рыбы, хитом новогоднего стола считаются пельмени. Это блюдо в Китае по форме напоминает слитки из золота и серебра и символизирует богатство.


­­

Главный подарок на Новый год - карманные деньги в специальных красных конвертах, которые принято дарить детям.


­­

На фото: улица в Пекине, украшенная символами наступающего года.


­­

На фото: красные фонари - обязательный новогодний атрибут каждого дома в Китае.


­­

Во время праздника Весны в Китае проходят шумные гулянья и ярмарки. На фото: новогодняя инсталляция.


­­

Китайский Новый год продлится около полумесяца и 6 февраля завершится праздником фонарей. На фото: красные фонари, развешенные на улицах Китая.


Категории: Новый год
комментировать 6 комментариев | Прoкoммeнтировaть
суббота, 14 января 2012 г.
Остров Осмуссаар Императрица Всея Руси 16:07:12
­­


Немногие знают, что в Эстонии более полутора тысяч островов и где-то на 30 из них живут люди. Остров Осмуссаар находится в Балтийском море примерно в 7 километрах от побережья. В штиль до острова можно добраться где-то за час. Он очень компактный – не более 5 километров в длину и полутора в ширину.

Во времена Российской Империи на острове жили шведы, и остров назывался Оденсхольм, что в переводе означало «могила Одина». Очевидно, древние жители острова верили, что бог Один похоронен именно там. Всего в те времена на острове жило около 150 человек. Они разводили скот, ловили рыбу и мастерили первоклассные лодки.

К началу Второй мировой войны на острове проживало около 130 человек, но после ввода советских войск в Эстонию многие жители перебрались на другой эстонский остров Вормси, а некоторые ушли в армию.

Сейчас остров считается заповедником, и на нем проживает всего два человека. Прогуливаясь по Осмуссаару, можно найти развалины старой шведской церкви 1765 года и остатки батарей советской артиллерии. Однако главная легенда острова – это подводные ходы на соседний остров Вормси, но найти, правда, их пока никому не удалось.

­­


­­



Категории: Вокруг света
Прoкoммeнтировaть
Гора, где собираются ведьмы Императрица Всея Руси 16:01:36
­­


Интересно, где могут устраивать свои шабаши ведьмы? Вот, например, немцы считают, что ведьмы Германии ежегодно собираются на горе Броккен – одной из самых высоких точек восточной Германии. Второе название горы – Блоксберг связано именно с ведьмиными шабашами. Местность там весьма живописная, однако выглядит она достаточно мистически. Большую часть года над горой (1142 метров над уровнем моря) висит плотный густой туман, а три зимних месяца макушка Броккен покрыта снегом. Местные жители опасаются этого места и предпочитают без особой надобности в тех краях не появляться: кто знает, какая еще там может водиться нечисть.

Иногда на горе Броккен можно увидеть интересный оптический эффект: вокруг вершины внезапно начинает сиять радужный ореол. Этот эффект назван «Брокенский спектр», его в 1780 году выявил и описал Иоанн Зильбершлаг. Появляется он, когда лучи садящегося солнца преломляются в тумане. Это явление, несомненно, добавило мистической славы и без того загадочной вершине.

Несмотря на опасения и страхи, связанные с этим местом, на вершине горы построили гостиницу и два ресторана. Там же можно посетить музей природы Гарца, где вам покажут приспособления, на которых летают местные ведьмы: бочки и метлы, а также боровов и козлов. Для того чтобы туристы могли подняться на вершину, предусмотрен специальный транспорт, может быть и не такой мистический, как метлы, но тоже весьма экзотический – старинная узкоколейка Брокенбан, где вагоны тянет настоящий паровоз.

­­


Категории: Вокруг света
комментировать 5 комментариев | Прoкoммeнтировaть
Баварские Альпы Императрица Всея Руси 15:57:21
­­


В Баварские Альпы с недавних времен стремятся не только любители горных лыж и сноубордов, но и обычные любители ярких впечатлений. Это произошло после постройки на одной из альпийских вершин смотровой площадки «Альпспикс», где действительно захватывает дух от открывающихся видов. Платформа на горном пике Альпшпитц состоит из двух скрещенных помостов, находящихся на высоте 2,6 км. Длина каждого помоста — 24 метра, а ширина – 3 метра. Один из них выступает над пропастью на 13 метров, а другой – на 11 метров. Изюминка конструкции заключается в том, что посетителей смотровой площадки от бездны «Адская долина» отделяет всего лишь решетка. В хорошую погоду с этой смотровой площадки легко можно увидеть и самую высокую гору Германии – Цугшпитце.

Власти Баварии считают, что данная постройка позволит привлечь новых туристов. Раньше в Альпы ездили, в основном, любители покорять снежные холмы на лыжах и досках. Сейчас же полюбоваться захватывающими видами альпийских вершин со смотровой площадки можно и зимой, и летом.

Впрочем, у новой смотровой площадки «Альпспикс» есть и свои противники. Группа профессиональных альпинистов заявила, что только личное покорение горных вершин позволит полностью постичь красоту Альп. Они также считают, что массивная конструкция смотровой площадки только портит невероятные альпийские пейзажи.

­­


­­


Категории: Вокруг света
Прoкoммeнтировaть
Древний город Варанаси Императрица Всея Руси 15:43:24
­­


Индийский город Варанаси, расположенный в штате Уттар-Прадеш, получил свое имя от названий двух притоков знаменитой реки Ганг, между которыми он находится – Варан и Аси. Этот священный город имеет для индусов примерно такое же важное значение, как для католиков – Ватикан.

Впервые он появился в хрониках еще во II тыс. до н. э. В те далекие времена Варанаси считался торговым, религиозным и философским центром Индии и носил название Каши, что значит «сияющий». Варанаси издавна славится своими изделиями из шелка и словной кости, изысканными благовониями и прекрасными скульптурами. Именно в этом городе, по одной из легенд, жил Шива, один из верховных богов в индуистской мифологии. Также существуют предания, что Варанаси был первым городом, созданным богами, и именно с него началось зарождение всего Мира.

Ежегодно в этот священный город приезжают тысячи паломников. В Варанаси до наших дней сохранилось множество великолепных храмов с бесконечными лестницами, уходящими прямо в воду священного Ганга. Самым известным их них является храм Каши Вишванатх («Золотой храм»), кровля которого в 1835 году была покрыта 820 кг. чистого золота, которое пожертвовал сикхский правитель Пенджаба Махараджа Ранджит Сингх.

А в пригороде Варанаси расположены главные буддийские святыни — ступа Дхамек и руины храма, в котором Будда когда-то прочел свою первую проповедь. Сейчас эти священные места вызывает такой же интерес у гостей Индии, как и многие годы назад.

­­


­­


Категории: Вокруг света
комментировать 7 комментариев | Прoкoммeнтировaть
Хальштадт – австрийский город из сказки Императрица Всея Руси 15:31:10
­­


Если и есть в мире настоящее воплощение сказочного города, то это, безусловно, австрийский Хальштадт. Чтобы добраться до этого очаровательного городка из Зальцбурга, необходимо будет сменить три вида транспорта: сначала автобус, после поезд, а затем на кораблике переплыть через озеро. За водным зеркалом и расположились, словно сошедшие со страниц добрых сказок, уютные разноцветные домики.

Яркие, словно нарисованные, жилые дома нависают на склоне один над другим, напоминая, скорее, гору новогодних подарков. У города есть свой фирменный незабываемый запах – он врезается в память лавандовым ароматом. А симпатичные детали уличного декора дополняют ощущение сказочной атмосферы: на улицах стоит мебель, свитая из растений, местные жители гуляют в национальных костюмах, а на глаза то и дело попадаются сдвоенные бокалы, которые как нельзя лучше подходят для оригинальных сувениров. У местного озера есть даже свой пляж – полукруглое зеленое поле с мягкой шелковистой травкой.

Одна из достопримечательнос­тей Хальштадта – необычный музей черепов. Дело в том, что для местного кладбища выделили только небольшой участок земли, поэтому могилы здесь временные – всего на 25 лет. Если родственники усопшего не продлевают аренду, то останки переносят в особое помещение, а череп разукрашивают цветами и листиками, пишут на нем имя владельца и выставляют на всеобщее обозрение в музее. Сейчас в коллекции около 600 черепов.

­­


­­


Категории: Вокруг света
комментировать 3 комментария | Прoкoммeнтировaть
суббота, 7 января 2012 г.
25.12 (07.01). Святки. История и значение Рождественской елки Императрица Всея Руси 10:42:15
­­


Святки


­­Святками, или святыми днями, называют дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию этих дней повод дает сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: "На коляду дня прибыло на куриную ступню" (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чежеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.

Как у нас появилась елка


Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами,­­ учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарител­ем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской­ РФ.

Символическое значение Рождественской елки


­­История говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года ведет свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год принято желать "нового счастья", "исполнения всех желаний", "успехов в работе", материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мироздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мира и человека за Его духовные дары: "Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!". Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе возвещая совершившееся таинство средостение градежа стена, служившая преградой разрушися, пламенное оружие плещи дает обращает в тыл, удалено, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради" (Стихира на "Господи воззвах"). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды. Подарки же, раздаваемые у елки напоминаеют, с одной стороны, о дарах волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, – "обилия благодати и дара праведности", которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

Категории: Святки